БизнесУЧЁТ

Когда собственнику необходим финансовый менеджер

Когда собственнику необходим  финансовый менеджер, какие задачи он решает и в чем преимущества найма удаленного финансового менеджера, расскажу о своем практическом опыте работы на аутсорсинге.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖЕР (ИЛИ ФИНАНСОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ) – ЭТО ПРОФЕССИОНАЛ, НАЗНАЧАЕМЫЙ НА ДОЛЖНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИЮ С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ФИНАНСОВЫЙ ЗАДАЧ ИЛИ ПРОБЛЕМ.

Слово «менеджер» происходит от англ. manager, от manage — «управлять» – руководитель, управляющий — специалист, занятый управлением процессами и сотрудниками. Финансового менеджера обычно нанимают на определенный период времени от нескольких месяцев до года или более.

Как профессиональное направление финансовый менеджмент возник 1960-х годах (работа Дж. Уэстона и Т. Коупленда, 1962 год выпуска) в США и Европе. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. В это время организации стали сталкиваться с необходимостью быстрого решения кризисных ситуаций, изменений в управлении или замещения ключевых руководителей.  У нас финансовый менеджмент стал активно развиваться в конце 1990-х, когда страна переживала период экономических и политических изменений.

Спрос на финансовый менеджмент в Беларуси со стороны бизнеса также набирает обороты, что характеризуется увеличением числа отечественных финансовых менеджеров и ростом поисковых запросов.

Финансовый менеджерПример из практики

Осенью прошлого года ко мне обратилась производственно-торговая компания с предложением прописать и отладить бизнес-процессы, внедрить новую систему мотивации и преобразовать организационную структуру. Когда описательная работа была закончена, оказалось, что у руководителей, включая линейных, недостаточно компетенций для внедрения изменений и проведения соответствующей работы с персоналом. В текущей ситуации учредитель предложил мне трехмесячный контракт на должность финансового директора для внедрения и управления происходящими изменениями. Другими словами, он нанял финансового менеджера для решения определенных задач.

В каких случаях найм финансового менеджера полезен для компании

  1. Заполнение временной вакансии: финансовый менеджер назначается на временную должность в случае отсутствия ключевого руководителя из-за болезни, отпуска или других обстоятельств. Это позволяет обеспечить непрерывность работы и сохранить стабильность в организации.
  2. Реализация специального проекта: финансовый менеджер назначается для реализации конкретного проекта или задачи, которая требует определенной экспертизы или опыта. Он может привлекаться для управления слияниями и поглощениями, запуска новой продукции, реорганизации бизнес-процессов и других стратегических инициатив.
  3. Управление кризисными ситуациями: финансовый менеджер назначается в организацию в случае кризиса, такого как финансовые проблемы, судебные споры, проблемы с качеством продукции и т. д. Он помогает стабилизировать ситуацию, разработать план действий и восстановить нормальное функционирование.
  4. Временное усиление руководства: финансовый менеджер нанимается для временного усиления руководства в периоды повышенной нагрузки или роста бизнеса. Он может помочь в управлении расширением компании, улучшении операций, оптимизации процессов и других задачах, связанных с ростом и развитием.

Преимущества работы с финансовым менеджером

Во-первых, это экспертиза и опыт: финансовые менеджеры обычно имеют богатый опыт работы в своей области и обладают глубокими знаниями и навыками.

Нанимая финансового менеджера, вы получаете доступ к высококвалифицированному специалисту с новыми идеями, методами и лучшими практиками. Такой человек может привнести экспертизу и улучшить работу в определенных областях, таких как управление проектами, финансы, маркетинг, операции.

Во-вторых, это быстрая мобилизация ресурсов: найм финансового менеджера позволяет быстро заполнить временную вакансию или решить конкретную задачу. Финансовые менеджеры готовы быстро приступить к работе, так как они уже имеют необходимый опыт и экспертизу. Это помогает обеспечить непрерывность процесса и минимизировать потери в производительности.

В-третьих, это объективный взгляд и новый подход: финансовые менеджеры, не имея предыдущего опыта в организации, могут принести свежий взгляд и увидеть процессы под иным углом. Они могут провести анализ текущей ситуации, выявить проблемы и потенциальные возможности для улучшения. Финансовые менеджеры привносят инновации и помогают создавать путь к успеху.

В-четвертых – гибкость и экономия: найм финансового менеджера может быть экономически выгодным по сравнению со стабильным наймом сотрудника на постоянной основе. Финансовые менеджеры обычно нанимаются на определенный период времени, и вы платите только за фактически выполненную работу. Это позволяет гибко регулировать расходы и использовать ресурсы более эффективно.

И в-пятых – ускорение и достижение результатов: благодаря опыту и экспертизе финансового менеджера вы можете ожидать более быстрых и качественных результатов. Финансовые менеджеры часто назначаются для решения конкретных задач или проблем, и они фокусируются на достижении результатов в кратчайшие сроки.

 

Пример из практики

Заняв должность финансового аналитика по развитию в торговой компании, финансовый менеджер получил стандартную задачу: предложить варианты по развитию компании и реализовать их.

В результате проводимой работы осуществил следующие мероприятия:

-провел аудит бизнеса и предложил направления развития (составил помесячную финансовую стратегию развития и общую стратегию на ближайшие 2 года);

— с помощью личных контактов привлек новых высококвалифицированных сотрудников;

— часть кредитных ресурсов заместил специальными программами рассрочки от белорусских банков;

— заменил часть поставщиков, чем улучшил условия поставок и расчетов;

— усилил отдел продаж новыми сотрудниками;

— акцентировал мотивацию сотрудников компании на личном вкладе и сопричастности к росту прибыли, ввел показатели KPI;

— прописал бизнес-процессы с указанием зон ответственности, временных и количественных показателей;

— провел оценку сотрудников на предмет готовности и вовлеченности в развитие компании. Осуществил необходимые замены и ротации. Ресурс сотрудников = ресурс компании;

— унифицирован подход к учету товаров (бухгалтерия и склад пользовались различными версиями 1С, что искажало оперативный учет);

— организовал совещания для всех (без исключения) сотрудников компании, где конкретно доносились планы, задачи и описывалась текущая ситуация. Т.е. у сотрудников появилось четкое понимание, куда идет компания и что для этого нужно.

В процессе проведения диагностики компании и ее сотрудников был обнаружен важный момент: ряд процессов тормозились по той причине, что поручения давались директором в основном в устной форме, не системно и зачастую не всегда доступным языком. В связи с этим финансовый менеджер под предлогом повышения контроля и качества выполняемых поручений убедил директора большинство указаний давать в письменном виде (почта, телеграмм, Битрикс24) в определенной последовательности и структурности. По прошествии полутора месяцев стал снижаться «эмоциональный градус» и негатив у линейных руководителей.Финансовый консультант

 

Финансовый менеджмент для стартапов

Финансовый менеджмент может быть особенно полезным для стартапов, которые сталкиваются с уникальными вызовами и ограниченными ресурсами. Вот несколько способов, как финансовый менеджмент может помочь стартапам:

  1. Экспертное руководство: финансовый менеджер помогает определить стратегию развития, разрабатывает бизнес-план, приводит в порядок операционные процессы и принимает меры для улучшения эффективности.
  2. Развитие бизнеса: финансовый менеджер привлекает инвестиции и партнеров, разрабатывает стратегию маркетинга и продвижения, расширяет клиентскую базу, помогает создать свой бренд.
  3. Управление изменениями: финансовый менеджер внедряет новые системы и процессы, организовывает обучение и развитие сотрудников, создает мотивирующую и поддерживающую культуру.

Пример из практики

Производственная компания создавала с партнером совместное предприятие в новой для себя сфере. Помимо всех организационных вопросов важнейшей задачей являлась необходимость сформировать «под ключ» команду профессионалов, включая руководителей, вызывающих высокую степень доверия у учредителей. Для решения данной задачи были привлечены профессиональные «хэдхантеры» и психологи, которые на основании пожеланий и существующих реалий рынка сформировали портрет кандидатов и организовали найм.

Сложность и нестабильность современного бизнеса требуют от компаний гибкости и быстроты реакции на изменения рынка. Финансовый менеджмент позволяет компаниям быстро решать проблемы и адаптироваться к новым условиям, что делает эту услугу все более популярной в Беларуси.  Записаться на консультацию.

Яндекс.Метрика